Новые возможности и традиции олимпиады по технологии

14 Декабрь 2017, 3:57 pm
Опубликовано в Новости
Прочитано 13822 раз
Олимпиада по технологии 2017 Олимпиада по технологии 2017

Завершилось проведение в Верх-Исетском районе муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников.

В этом году появились новые требования и возможности организации решения школьниками практических заданий по предмету «Технология». К традиционным практикам «деревообработка», «обработка ткани» и др. добавились такие варианты практики, как «робототехника» и «3D-моделирование». В нашем районе есть школы, реализующие программы по этим направлениям технологии и, конечно, нашлись участники олимпиады, которые выбрали эти виды испытаний. Учащийся лицея № 12 спроектировал и напечатал на 3D принтере эмблему своего учреждения, а учащиеся школы № 168 сконструировали роботов, почти безошибочно выполнивших пространственные задачи.

Появление новых практических испытаний по технологии является еще одним условием формирования инженерного мышления, значимость которого еще в средине ХХ века подчеркивали Г. Альтшуллер, В. Белозерцев, Т. Кудрявцев, О. Лебедев, М. Мухина, Д. Поспелов, В. Симоненко, В. Столяренко, Г.Шеменев и многие другие. Ряд ученых (Д. Мустафина, Г. Рахманкулова, Н. Короткова) определяют инженерное мышление как «особый вид мышления, формирующийся и проявляющийся при решении инженерных задач, позволяющий быстро, точно и оригинально решать как ординарные, так и неординарные задачи в определенной предметной области, направленные на удовлетворение технических потребностей в знаниях, способах, приемах, с целью создания технических средств и организации технологий» и выделяют в его составе техническое, конструктивное, исследовательское и экономическое мышления.

Надо сказать, что проекты участников олимпиады по технологии уже много лет задействуют названные компоненты инженерного мышления. Школьники включают в проектное исследование экономический, экологический расчет, собственно конструирование и использование технических средств. Интересный пример интеграции дизайна одежды и 3D-моделирования можно найти в проекте ученицы гимназии №202 «Менталитет», получившем самые высокие оценки жюри. Обувь и очки для коллекции «Пеппи» были выполнены на 3D принтере. Сама коллекция – яркий пример оригинальности конструирования.

Нестандартное техническое мышление проявил и победитель среди 7-х классов – учащийся школы № 29, представивший конструкцию кофемашины.

Усложнение и расширение вариативности испытаний по предмету «технология» отражает возрастание социальной ценности инженерного мышления и умения преобразовывать косную материю - создавать оригинальный материальный продукт.

Версия для слабовидящих